ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт борьбы Коммунистической партии с анархизмом как политическим и идейным течением имеет всемирно-историческое значение.

В Советском Союзе, построившем развитое социалистическое   общество,   отсутствует   социально-экономическая база для возрождения идей анархизма. Но из признания этого  факта не  следует делать вывод,  будто у нас уже нет людей, которые  могут оказаться в плену мелкобуржуазных   анархистских   идей.   Не   преодолены еще до конца пережитки капитализма в сознании, в том числе и пережитки мелкобуржуазных взглядов. Не изжиты такие уродливые явления, как эгоизм, частнособственническая психология, местничество и другие «традиции» старого общества. На почве чуждых нашему обществу явлений возможны рецидивы анархизма, которые иногда находят выражение в пренебрежительном отношении к требованиям партийной и государственной дисциплины, извращенном толковании существа внутрипартийной дисциплины й\социалистической демократии.

«Для марксистско-ленинской партии, — говорил Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС,—одинаково вредны как анархическая распущенность, выдаваемая за демократию, так и бюрократическая централизация, сдерживающая развитие инициативы и активности коммунистов» К Коммунистическая партия рассматривает развитие внутрипартийной демократии и укрепление партийной дисциплины как две стороны единого процесса укрепления партии. Развитие социалистической демократии и соблюдение советскими людьми общественного порядка и дисциплины диалектически (взаимосвязаны и представляют собой условия дальнейшего укрепления развитого социалистического (общества. Последовательная борьба Коммунистической партии против таких явлений, как аполитичность, частнособственнические пережитки, мещанские настроения, 'нигилистическое отношевие к идеалам и завоеваниям социализма, ведет к «вымыванию» той почвы, на которой возможно произрастание сорняков анархизма.

Отдельные высказывания политически отсталых членов нашего  общества  в  духе  анархизма -не  являются свидетельством того, что их авторы сознательно придерживаются  системы  анархистских взглядов — «идейных» анархистов в  Советском Союзе давно уже нет. Это — рецидивы «стихийного  анархизма»,  рожденные  уже  не мелкобуржуазной стихией, как раньше, а пережитками капитализма в сознании людей, пережитками мелкобуржуазных   воззрений.    В   преодолении   этих   рецидивов большое значение имеет изучение и широкое разъяснение   исторического   опыта    борьбы    Коммунистической партии против анархизма. Познание сущности анархизма, нашедшего выражение в действиях «Черной гвардии», махновщины, кронштадтских мятежников, служит средством   предостережения  от   опасных   заблуждений, от восприятия анархистских иллюзий относительно перспектив   будущего   общественного   развития.   Анархистские идеи, лозунги и требования могут служить в  социалистических  странах  только  орудием   антисоциалистических сил в борьбе против государства диктатуры пролетариата и осуществления в нем руководящей роли партии рабочего класса. Это подтверждается опытом.

Анархистские идеи немедленного перехода к коммунизму в 1958 г. были зафиксированы в документах Коммунистической партии -Китая как лозунг «большого скачка». Создаваемые в КНР коммуны в постановлении ЦК КПК от 29 августа 1958 г. рассматривались как инструмент для «перехода от социалистической фазы к коммунистической фазе китайского общества» 1. Искусственное форсирование событий привело к дезорганизации экономики Китая и не могло не вызвать недовольства трудящихся. Народные массы, особенно молодежь, видели виновников ухудшения своего положения в кадровых работниках партии, занимающих руководящие посты в  партийном, государственном  аппарате и аппарате общественных организаций(. Авантюристический курс маоистского руководства КПК привел к «разгулу мелкобуржуазной, анархистской стихии»2.

Недовольство политикой «большого скачка» росло и внутри 'Коммунистической партии Китая. Для расправы с недовольными была использована поднимавшаяся против партии мелкобуржуазная анархическая стихия — так называемая «культурная революция». «Бойцы» этой революции — хунвэйбины и цзаофани оказались родными братьями «Черной гвардии» русских анархистов: «Черная гвардия» воевала против Советского социалистического государства и руководства Коммунистической

[1]234567
Оглавление