ЗАКЛЮЧЕНИЕ

заявляли: «Швыряя бомбы в аппарат насилия, мы швыряем их в умы масс» 3. Это не что иное, как проведение в жизнь анархистской тактики «прямого действия». На такой же позиции стоят и маоисты. И это закономерно, ибо маоизм включает в себя определенные дозы анархизма4.

Участниками провокационных и террористических действий анархистов и маоиетов 'были и некоторые группы троцкистов. В частности, они имеют прямое отношение к провокации весной 1972 г. у ворот завода «Рено» в пригороде Парижа. Эта провокация стоила жизни 23-летнему Пьеру Оверне. Его похороны организаторы провокации превратили в парад антикоммунистических сил. За гробом шли представители трех троцкистских, двух анархистских и трех маоистских организаций5. В Канаде анархистские и троцкистские организации примыкают к маоистской организации «Движение прогрессивных рабочих»6. Такая связь троцкистских организаций с анархистскими в известной мере есть результат влияния теории «перманентной» революции Троцкого, существенным  элементом   которой  являются   заимствования у анархизма '. Идейное родство анархистов, мао-истов и троцкистов обусловливает и сходство в тактике, выражающееся в левачестве. Они смыкаются и с другими группами так называемых «новых левых».

Самым крупным теоретиком «новых левых» является Г. Маркузе, воззрения которого представляют смесь научных, полунаучных и ненаучных идей, заимствований из марксизма и либерализма, социализма и анархизма2. Его установки совпадают с анархистскими по ряду принципиальных вопросов революции (отрицание революционной роли рабочего класса, руководящей роли марксистско-ленинских партий и по некоторым другим аспектам). Маркузе, например, считает, что в нынешнюю эпоху революция совершится стихийно, помимо таких политических организаций, как марксистско-ленинские партии. «В современном движении будет иначе, чем, например, в большевистской революции,—не потребуется никаких вождей»3,— заявляет он. На вопрос, надеется ли он, что к победе желаемой им революции приведет анархизм, Маркузе отвечает: «Нет. Но я рассматриваю анархистские элементы как очень могущественные и весьма прогрессивные силы. И я верю, что эти элементы как течение внутри больших и определяющих структуру процессов должны будут сохраниться»4.

Вместо революционной пролетарской партии на роль авангарда в -революции Маркузе выдвигает бунтующую молодежь, антимонополистически настроенную интеллигенцию. Отражая неспособность мелкой буржуазии на организованные действия, он рекомендовал строить «нового рода организацию —организацию без строгих принципов»5, иначе говоря, организацию без «вождей», т. е. без руководителей, организацию без дисциплины, без четкой и ясной позитивной программы строительства нового общества, без определенной стратегии и тактики. Это была бы пропагандировавшаяся анархистами «ассоциация неорганизованных», не признающих никакой дисцйплияы анархистов, каждый из которых сам определяет собственное поведение, не считаясь с общими интересами революционного дела.

Анархо-индивидуалистические идеи «новых левых» распространял бывший член ЦК КПА Фишер: он предлагал ликвидировать Коммунистическую партию Австрии и заменить ее «некоей коалицией левых сил» '. В октябре 1969 г. Пленум ЦК КПА в своем постановлении записал, что «отвергает идеологические и политические взгляды Эрнста Фишера и считает, что они направлены против принципов и организационных основ партии»2. Фишер был исключен из КПА.

В Италии в 1969 г. левацкие взгляды, перемешанные с правооппортунистическими установками, пропагандировала группа «Манифесте» во главе с бывшими членами ЦК Итальянской коммунистической партии Р. Россан-дой, А. Натоли и Л. Пинтором. Газета итальянских социалистов приняла ее за «новых левых» 3. Член Руководства ИКП А. Натта охарактеризовал политику группы «Манифесте» как «уступки стихийности», как «игру в свободу анархистского или либерализм социал-демократического толка, пренебрежение 'главным аспектом руководства — централизацией» 4. Ноябрьский Пленум ЦК ИКП в 1969 г. исключил членов группы «Манифесте» из партии. Теперь она занята литературной грызней с другими группами «новых левых».

В маркузианскую концепцию революции внес вклад ревизионист Петков5, исключенный из Коммунистической партии Венесуэлы.

12345[6]7
Оглавление