КОНЕЦ АНАРХИЗМА В СССР

Бывшие анархо-синдикалисты Аблонский, Е. Ярчук, порвавший с анархизмом в 1925 г. и вернувшийся из эмиграции, анархист-коммунист Башев и другие в 1928 г. образовали «Инициативное бюро» по созыву намечаемого ими на 1929 г. всероссийского съезда анархистов. Организаторы съезда ставили перед ним две задачи: заявить об идейном и практическом банкротстве анархизма и вынести от имени анархистов постановление о самоликвидации анархистского движения в России3. Но съезд собрать не удалось, так как собирать уже было некого. Анархистские организации практически не существовали, кроме анархической секции, которая доживала свои последние дни.

После развала секции центр пропаганды идей анархизма продолжал действовать но инерции еще несколько лет. Но дела складывались вое хуже, посетителей было мало: по сохранившимся сведениям, в 1926 г. общее их число составило 897, а в 1932 г.— 7144. Музей содержался за счет продажи входных билетов и добровольных пожертвований. Поступавшие в кассу музея деньги часто не покрывали расходов на его содержание. «Музейная касса пуста,-—пишет 23 сентября 1929 г. секретарь Всероссийского комитета по увековечению памяти П. А. Кропоткина жене покойного,— так как получек вот уже почти полгода ниоткуда не было. Я не знаю, как будем жить дальше». Не улучшились материальные условия и в последующие годы. Встал вопрос о «переходе музея на общегосударственное снабжение средствами» '.

В октябре 1935 г. руководители музея добились приема заведующим музейным отделом Наркомпроса РСФСР Ф. Я- Коном и высказали пожелание о передаче музея «а финансирование за счет государственного бюджета2. Учреждение, созданное для пропаганды антигосударственных идей, вынуждено было просить помощи у Советского государства.

Посетители музея Кропоткина все больше выражали недовольство   содержанием   материалов, выставленных для демонстрации. Из отзывов посетителей за период с 1929 по март 1935 г.  (в общей сложности 151 запись3) явствует,   что   посетители   хотели   видеть,   какой   вклад внес Кропоткин в общество, и выражали недовольство тем, что «музей не дает критики анархизма, как мелкобуржуазного утопического социализма». «Нужно показать борьбу марксизма-ленинизма с анархизмом, не затемняя при этом прогрессивные моменты, которые имел Кропоткин», — читаем в одном из отзывов. Любопытны следующие    высказывания    посетителей:    «Почему   нет отдела  Ленин об  анархизме и  Кропоткине», «Хотелось бы видеть отношение П. А. к Советской власти со времени Октябрьской революции», «Необходимо побольше идеологически   выдержанного художественного   оформления» 4.   Трудящиеся  не  хотели  в   Кропоткине  видеть только  анархиста — анархизм для «их  был синонимом контрреволюции.

Руководство музея предприняло попытку перестроить экспозицию применительно к новым условиям — условиям успешного строительства социализма. В 1933 г. была создана музейная комиссия, которая приступила к разработке плана переоборудования музея, но у нее не оказалось ни материальных средств, ни людей, способных выполнить намечаемый план5. Анархизм утратил последнее свое идеологическое учреждение.

Исчезновение анархизма не только как политического, но и идейного течения с арены жизни советского общества было, как мы видели, результатом не насильственных мер, а следствием последовательной идейной борьбы Коммунистической партии и коренных социальных преобразований, проведенных на основе ленинского плана построения социализма.

С победой социализма исчезла многоукладпость в экономике страны. Социалистический уклад стал единственной и безраздельно господствующей силой. С вступлением мелких 'крестьянских хозяйств в деревне и кустарей-ремесленников в городе на социалистический путь развития была ликвидирована возможность возникновения капитализма и эксплуатации человека человеком. Вступив на путь социалистического развития, они коренным образом изменились по своей классовой природе и перестали быть источником, рождающим мелкобуржуазную анархическую стихию. Навсегда были устранены те материальные условия, которые порождали капиталистические отношения и соответствующие им идеологические надстроечные явления.

1234567891011[12]
Оглавление