КОНЕЦ АНАРХИЗМА В СССР

Перед 'отступлением частей Красной Армии с Северного Кавказа А. Ю. Ге по состоянию здоровья несколько отошел от работы. Но когда банды Шкуро, изгнанные из Кисловодска, вновь стали наседать на город, а красноармейские части, охваченные эпидемией тифа, разутые и голодные, отступали под натиском превосходящих сил врага, А. Ю. Ге защищал подступы к городу. Он выполнял свой долг, пока не свалился в беспамятстве от тифа.

Когда Александр Ге критиковал большевиков, белогвардейцы аплодировали ему. Иная участь ждала его теперь. 21 января 1919 г. денякинская контрразведка схватила А. Ге, вывезла за город и зверски замучила3.

Эволюция к признанию пролетарской, большевистской партийности у Железнякова, Жука и Ге была прервана их гибелью на фронтах гражданской войны. Логическим завершением этой эволюции для многих честных революционеров из бывших анархистов явился полный отказ от прежних убеждений.

Одним   из   примеров   подобного   рода   «переоценки ценностей» явилось заявление А. Аникста, А. Лисса и Е. Бендецкого 17 ноября 1918 г. на заседании союза анархо-синдикалистов «Голос труда». Они внесли проект резолюции, в котором говорилось, что «анархо-синдикализм, как организованное движение осталось в стороне от революции». Признавая, далее, неизбежность диктатуры пролетариата для перехода от капитализма i к социализму, авторы проекта считали «возможным j работать рука об руку с партией коммунистов (большевиков), став членами партии»1. Их проект был отвергнут союзом, но сами они пошли на разрыв с анархо-синдикализмом и вступили в ряды партии большевиков.

Факт разрыва группы анархистов-синдикалистов во главе с А. М. Аникстом с анархизмом и перехода на позиции Коммунистической партии был не единственным. В одном из заявлений о вступлении в Коммунистическую партию его автор, анархист, давал клятву «быть исполнителем воли Советов и партии коммунистов-большевиков» 2.

Эволюция лучшей части анархистов в сторону сближения с Коммунистической партией была не стихийным процессом, а результатом длительной идейной борьбы. Массовые собрания и митинги, лекции и диспуты — эти и другие разнообразные формы использовала партия в борьбе с анархизмом. Большевистские организации разъясняли трудящимся массам противоположность марксистско-ленинского и анархистского мировоззрений, из которой вытекали исключающие друг друга политические линии. Об этом говорил, в частности, большевик В. Лейман в своей лекции об анархизме, прочитанной 14 апреля 1918 г. в Красноярске3. В апреле 1919 г. в Иваново-Вознесенске публичную лекцию на тему «Теория и практика анархизма» прочитал член партии с 1904 г. А. К- Воронский4. Большевистская организация города посылала своих представителей и на лекции, устраиваемые анархистами5. «Посланные на эти лекции наши товарищи, — сообщалось в докладе Иваново-Вознесенского городского комитета РКП (б) в ЦК большевистской партии,— провели свою партийную линию» '.

Большевики, выступая в качестве оппонентов, превращали лекции анархистов в диспуты, которые, как правило, кончались победой большевиков. 21 апреля 1918 г. на митинге, организованном красноярской анархистской группой, некий Медвинский предрекал перерождение большевиков в «буржуазную партию». Большевики Лебедева, Померанцева и Шингаревский показали абсурдность подобных измышлений. Выступления представителей большевистской организации произвели настолько сильное впечатление на публику, что анархисты не решились поставить свою резолюцию на голосование.

Митинги, которые устраивали большевики для разъяснения роли партии в строительстве нового общества, привлекали огромную массу людей.

25 марта 1919 г. Иваново-Вознесенский горком РКП (б) организовал митинг в самом большом зале города. Зал не смог вместить всех желающих, толпа заполнила даже лестницу. Митинг был на тему «Почему мы, коммунисты,— господствующая партия». Выступавшие на нем большевики говорили о возникновении боль

12[3]456789101112
Оглавление