1 июля 1926 г. анархисты устроили в зале Политехнического музея в Москве вечер, посвященный 50-летию со дня смерти М. Бакунина. Выступали М. Сажин, А. Боровой, Н. Отверженный, А. Солонович, И. Хара-хардин и др. Ряд ораторов использовали трибуну для политических выпадов против Советской власти. Аудитория сначала слушала настороженно, затем начала протестовать. «Публика стала терять запасы терпения, и старой Кропоткиной (С. Г. Кропоткина. — С. К-) не пришлось закончить свою речь,— сообщал корреспондент.— Большевики требовали на том же вечере дискуссии и права отвечать на противоеоветские выступления»3 Организаторы вечера боялись, что идейная победа останется за большевиками, и поспешили закончить собрание.
Пытаясь удержаться на арене политической жизни советского общества, некоторые анархисты встали на путь поисков общих черт анархизма (в частности, бакунизада) и ленинизма (Г. Сандомирский писал о «родственности» обоих учений').
В послеоктябрьские годы в русском анархизме сложилось течение под названием «анархо-болыиевизм», приверженцы которого стремились спасти анархизм от полного его разложения и распада посредством соединения двух взаимно исключающих учений. На роль основателя этого течения в анархизме претендовал И. С. Гроссман-Рощин. Разоблачая тех, кто пропагандировал идею соединения ленинизма с бакунизмом, В. Полонский со всей [категоричностью заявлял: «...только с помощью подлога можно отождествлять бакунизм с ленинизмом» 2.
Несостоятельность затеи соединения анархизма с ленинизмом стала очевидной и для основателя «анархо-болыпевйзма». В 1926 г. -Гроссман-Рощин писал: «...я не мог не заметить незаконченности теоретической концепции и неопределенности практической линии. Колоссальное впечатление произвели на меня «Государство» Ленина и шедевр Ильича «Детская болезнь «левизны»». Не 'буду описывать дальнейшей эволюции. Скажу коротко: в теории—я диалектический материалист-ленинец. В классовой практике всецело и всемерно признаю путь Третьего, Коммунистического Интернационала и ВКП(б)»3. Немного раньше в таком же духе высказывался и бывший анархист Б. Баранов4: «...пора бы понять, что без идейного и в то же время твердого путево-дительства со стороны коммунистов, лучшим из которых был Ленин, пролетариат не в состоянии избавиться от эксплуатации... Анархисты, зная Ленина как честного, великого коммуниста, не смогут теперь отрицать правильность ленинского учения, проводимого не только в России, но и во всем мире»5.
Отстаивая свою систему мировоззрения, некоторые идеологи анархизма преподносили его как самое последовательно революционное. Это вызывало возражения даже среди самих анархистов. В опубликованном в 1923 г. в газете «Известия ЦИК СССР» заявлении группы анархистов (под заявлением стояла подпись 10 человек; среди них были анархисты со стажем с 1900—1904 гг. и такие видные деятели анархистского движения, как И. М. Гейц-мая) выражался протест против «злоупотребления революционной фразой» '. Не считаясь с ними, анархистские идеологи настаивали на своем и искали подкрепление своих позиций в истории прошлого. В 1925—1926 гг. анархо-оивдикалистокое издательство «Голос труда» выпустило две брошюры2, в которых обосновывался тезис о «вечности» анархизма как идейно-политического течения, а его приверженцы изображались революционерами всех времен и народов. Автор брошюр искал истоки анархизма в Древней Греции и Древнем Египте. Ничего нового в этих поисках не содержалось. Еще в конце прошлого столетия немецкий буржуазный профессор Г. Адлер шел по этому же пути3 и встретил небезосновательные возражения своих коллег.
Тезис о непреходящем характере анархизма как идейно-политического течения анархистские писатели протаскивали и в сборнике по истории анархистского движения в России5. По мнению его авторов (А. Боровой, А. Карелин, М. Сажин, А. Солонович, К- Медынцев, В. Худолей и др.), история анархистского движения в России берет свое начало еще в XVIII в. и находит выражение в русском сектантстве; затем в XIX в. оно проявилось в воззрениях славянофилов и петрашевцев. Историю анархизма в России авторы сборника довели до 1916 г., т. е. до кануна Февральской буржуазно-демократической революции. Нельзя считать случайностью, что анархистские историки прервали свое исследование, не рассмотрев самый ответственный период. Он свидетельствовал не в пользу анархизма.
Еще в 1921 г. вышла в трех изданиях (Харьковском,