АНТИСОВЕТСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЙ АНАРХИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ВНЕШНЕЙ политики советского ГОСУДАРСТВА

Анархисты хотели идти к миру «прямой дорогой», минуя какие бы то ни было переговоры с буржуазными правительствами других стран, полагая, что это ускорит установление мира.

Вырабатывая свою внешнеполитическую линию, Советское правительство учитывало условия, сложившиеся   в   международных   отношениях.   Предложение   Советского правительства о заключении всеобщего демократического мира буржуазные правительства воюющих стран отвергли. И Советское правительство вынуждено было вступить на путь переговоров о заключении сепаратного мира с австро-германским блоком. Как известно, переговоры о перемирии начались 20 ноября 1918 г. Солдаты на фронте и трудящиеся в тылу одобряли решение правительства послать своих представителей в Брест и желали им успеха в поисках выхода из затянувшейся войны.

Не считаясь ни с объективными условиями, диктовавшими поиски путей выхода из войны, ни с волей и желанием большинства народа, анархисты обвиняли большевиков в том, что они послали советскую делегацию в Брест для встречи с представителями буржуазных правительств германского блока. «Как истинные борцы за социализм,-—писал 23 ноября 1917 г. Н. Солнцев (И. Блейхман),— большевики не должны вступать ни в какие переговоры с правительствами, ни с их генералами, гинденбургами ни в Австрии, ни в Германии, ни в Англии и проч... Угнетенные! Мы против мира с правительствами, мы против мира с буржуазией! Мы против мира с палачами народа!» '

Итак, анархисты-коммунисты выступили против переговоров Советского правительства с буржуазными правительствами о заключении мира. Позицию анархо-синдикалистов наиболее четко выразил их петроградский орган. В одном из номеров были помещены вопросы читателя: «Правильно ли поступают большевики, что ведут переговоры очмире с правительствами? Можно ли допустить, чтобы рабочее и крестьянское правительство—правительство Великой пролетарской революции— обращалось от имени революционного народа к буржуазно-военным, империалистическим правительствам других стран?» Отвечая на них, В. Волин писал: «Я считаю это недопустимым, позорным. Я обвиняю большевиков в том, что они затеяли торг между революцией и правительствами — ее закоренелыми врагами». Таким образом, позиция Волина принципиально не отличалась от позиции Блейхмана.

Были против переговоров в Брест-Литовске и вожди пананархизма братья Гордины. Мотивируя свою позицию, они заявили: «Для нас нет вопроса об отечестве... нет вопроса о мире, для нас нет ни России, ни Германии, ни Австрии, ни Италии и проч. и проч. Для нас нет ни родины, ни отечеств. Для нас нет никакой политики, ни внутренней, ни внешней... Наш лозунг не «без аннексий», а «без отечеств»» '. Гордины вообще отрицали мир. Теория классовой борьбы была доведена до абсурда. Не видя различий между классовой борьбой внутри страны и войной между государствами, они рассматривали восстановление мира как установление классового мира внутри буржуазных государств. Анархисты считали, что продолжение войны явится важным фактором подталкивания революции в капиталистических странах. На этих позициях стояли представители почти всех анархистски'х течений.

iB качестве другого мотива против переговоров в Бресте Гордины выдвигали старую анархистскую догму, отрицающую политику. Внутренняя политика государства, само собой разумеется, охватывает область отношений между классами. Признавая наличие классов, анархисты отрицали политику, отражающую их взаимоотношения. Не могли они не видеть и государств, воюющих между собой, но в то же время отрицали внешнюю политику, отражающую отношения между ними. В данном случае, как и во многих других, анархисты противоречили сами себе.

Следующим мотивом против переговоров было отрицание Отечества, Родины.

По мнению Гординых, Отечество, Родина есть выдумка буржуазных идеологов. Идеология пананархизма, отрицающая право народов на свое отечество (российское, германское, австрийское, итальянское и пр.), являлась космополитической идеологией босяков, считавших существующие границы между государствами препятствием в поисках «земного рая».

Таким образом, анархисты разных течений выступали единым фронтом против мирных переговоров в Бресте. Расхождения между ними носили частный характер и касались лишь мотивировки отрицания переговоров.

Вступление советской делегации в переговоры о мире с представителями буржуазных правительств германского блока анархисты рассматривали как измену революционным убеждениям. Анархист А. Ге писал, что раньше, до Октября 1917 г.

1[2]34567891011121314
Оглавление