Желябова оставили оборону Одессы и Николаева и, захватив награбленное в частных домах имущество, отплыли в Севастополь. Отряд анархистов под руководством Черняка отступил к Лебедииу, занял город, бесчинствовал там и собирался покинуть фронт. «Своим уходом с боевых постов,—телеграфировал главнокомандующий войсками Украины В. А. Антонов-Овсеенко,— услуживаете немцам. При малейшем сопротивлении командованию, объявляю вне закона, как предателей революции» 1.
Анархисты подняли мятеж против Советской власти в Екатеринославе, воспользовавшись тем, что силы большевиков были брошены на фронт. «Хоть день, да была анархия! Полная свобода!»2 —похвалялся один из участников черной банды. Такова была прелюдия к вступлению в Екатеринослав немецких оккупантов.
Вместе с тем некоторая часть анархистов осталась верной делу революции, героически защищала родную землю от оккупантов. Против наступающих частей румынских войск активно действовала Дунайская флотилия, комиссаром которой был анархист А. Г. Железняков3. 3 марта 1918 г. он прибыл на станцию Бирзула с отрядом матросов в 1500 человек 4. Железняков был назначен начальником всего Бирзульского укрепленного района. Моряки отряда героически сражались против наступавших румынских войск. Отличился в обороне Херсона отряд черноморских матросов, которыми командовал анархист А. В. Мокроусов. Город выдержал 17-днев«ую осаду немцев.
Руководимые А. Г. Железняковым и А. В. Мокроусо-вым отряды моряков проявляли подлинный героизм. Но таких самоотверженных борцов за Советскую власть среди анархистов было немного. Их действия противоречили анархистской идеологии, которая отрицает всякую власть. Но, будучи революционерами, они понимали, что иного пути нет, и отдавали себя целиком этому великому делу. «Единый анархистский фронт» против Брестского мира оказался прорванным самой жизнью.
Анархисты, равно как и деятели других мелкобуржуазных партий и течений, оказались банкротами в вопросах международной политики. Жизнь подтвердила, что брестская политика большевистской партии была единственно правильной. Она обеспечила мирную передышку, позволила укрепить Советскую власть, подготовить политически и экономически отпор империалистам, вступившим в союз с силами внутренней контрреволюции.
В период борьбы за заключение Брестского мира В. И. Ленин, большевики предсказывали неизбежность в ближайшем будущем революции в европейских странах. Начавшаяся осенью 1918 г. революция в Германии свергла монархию. Позорный, унизительный мирный договор, на заключение которого вынуждено было пойти Советское правительство, был ликвидирован.
Указывая на непреходящий характер принципов, выработанных партией в период Брестского мира, В. И. Ленин говорил: «...по отношению к Западной Европе, к странам Антанты нам приходится или придется повторить многое из того, что мы совершили во время Брестского мира. После брестского опыта нам будет гораздо легче это сделать»'. Развернувшееся вскоре обсуждение вопроса об участии советских представителей в конференции на Принцевых островах (февраль 1919 г.) и Генуэзской конференции (февраль — апрель 1922 г.) подтвердило правильность ленинского вывода.
В рядах Коммунистической партии и рабочего класса не было сомнений в целесообразности использования переговоров в интересах мира. «...Генуя не представляет собою больших трудностей,— говорил В. И. Ленин.— Я не помню, чтобы по этому вопросу не только в составе ЦК, но и в составе нашей партии подымались какие-нибудь разногласия или споры»'.« В феврале — апреле 1922 г. в партии велась дискуссия уже не по вопросу о допустимости участия представителей Советского государства за столом переговоров с представителями буржуазных государств на Генуэзской конференции, а по вопросу о том, какой тактики придерживаться в этих переговорах.
Ко времени Генуи несколько изменились настроения и части анархистов. Если в период Бреста невозможно было встретить анархиста, который выступал бы за заключение мирного договора с Германией, то в период Генуи их мнения разделились. В адрес эмигрантской группы анархистов редакция журнала «Почин» писала, что среди анархистов в России имелись разногласия как по вопросам внутренней, так и внешней политики Советской власти2. Часть анархистов считала возможным поддерживать внешнюю политику Советского государства в Генуе (Г. Б. Сандомирский).