, когда рассматривались условия Брестского мира, левые эсеры резко выступили против предложения большевиков и не голосовали за подписание мирного договора. С этого момента ЦК партии левых эсеров провозгласил борьбу против Брестского мира основной линией политики своей партии2. Возглавляя некоторые Советы, левые эсеры проводили ее на местах. Даже в Советах, руководимых большевиками, на основе анархистской платформы нередко складывался блок «левых коммунистов», левых эсеров, максималистов и анархистов, что давало перевес сторонникам «революционной» войны над защитниками Брестского мира.
Самой глубокой причиной, обусловившей поворот левых эсеров на анархистские позиции по вопросу о Брестском мире, было изменение отношения части крестьянства, точнее, среднего крестьянства к мирным переговорам. На первых этапах переговоров советская делегация настаивала на заключении мира без аннексий и контрибуций. Абсолютное большинство крестьянства, не заинтересованное в них, выступало за мир. Перед разрывом переговоров немцы предъявили грабительские требования, что не могло не возмутить рабоче-крестьянские массы. Это негодование еще больше усилилось после того, как германские империалисты выдвинули еще более тяжелые условия. В 20-х числах февраля 1918 г. в местных Советах обсуждались именно эти условия мира. В решениях большинства местных Советов отразился патриотизм крестьянства, вступивший в противоречие с интернационалистской политикой ленинской партии. Нужно было известное время, чтобы массы трудового крестьянства, оказавшиеся в лагере противников мира, осознали глубоко патриотический смысл мирной политики большевиков.
На этих противоречиях играли мелкобуржуазные политиканы. Сложилось парадоксальное положение: анархистская политика отражала колебание мелкобуржуазной стихии, патриотические чувства которой ущемлялись условиями Брестского мира. Стихийно анархисты отражали патриотизм мелкобуржуазных масс населения города и деревни, а в своей пропаганде они предавали анафеме патриотизм как явление буржуазное. Они подняли вой, когда появился декрет СНК «Социалистическое отечество в опасности!», который апеллировал к патриотическим чувствам трудящихся, призывал их до последней капли крови защищать каждую пядь советской земли. Этот документ, опубликованный в печати 22 февраля 1918 г., подвергался самым резким и грубым нападкам со стороны анархистов. Патриотизм противопоставлялся интернационализму. Орган петроградских анархистов писал: «Именно сейчас, когда мы идем умирать, когда на нас обрушивается немецкая буржуазия, мы должны быть стойкими и не увлекаться... социалистическим патриотизмом. Ибо это 300 увлечение — провозглашение таких лозунгов, вроде тех, которые были выставлены Советом Народных Комиссаров в Декрете «Социалистическое отечество в опасности», не только не социалистичны, но вредны, прямо пагубны... Мы должны воевать и умирать под знаменем чистого интернационализма... Бойтесь чумы оборончества, бойтесь чумы патриотизма. Здесь нам приготовлена гибель».
Патриотизм, по определению В. И. Ленина,— одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Пролетарский интернационализм не отрицает эти чувства. Интернационалист не может не быть патриотом своей Родины, так же как подлинный патриот социалистической Отчизны всегда является интернационалистом. В этой связи чудовищной нелепостью звучит предостережение анархистов против увлечения социалистическим патриотизмом.
Истинный интернационализм обязывает относиться с уважением к рабочему движению в других странах, изучать и творчески применять его в классовой борьбе и в строительстве нового общества в собственной стране, делиться своим опытом с братьями по классу в других странах, помогать им в борьбе против общего врага— империализма. Анархисты же с высокомерием и пренебрежением относились к борьбе западноевропейского рабочего класса. Газета харьковских анархистов писала: «Русский рабочий не берет примера со своих западноевропейских собратьев. И хорошо делает»2. Но ведь известно, что рабочий класс России, готовясь к штурму самодержавия и к социалистической революции, творчески использовал исторический опыт западноевропейского рабочего движения.
Мелкобуржуазная ограниченность привела анархистов к прямой клевете на западноевропейское рабочее движение. («Западноевропейский пролетариат зачумлен, загипнотизирован,— заявлял А. Ге.