УНИЧТОЖЕНИЕ ОЧАГОВ АНАРХИСТСКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ

Даже отсталым рабочим становилось ясно, что анархисты не могут быть защитниками их интересов.

Что касается влияния анархистов на украинское крестьянство, то оно тоже не могло быть значительным. Широким массам сельского населения были чужды их идеи. Современные буржуазные фальсификаторы изображают дело так, будто в украинской деревне того времени господствовал «крестьянский» или «неоказацкий анархизм»3. В действительности же влияние анархистов на крестьянские массы было крайне ограниченным. Пробывший довольно длительное время в армии Махно белогвардеец Н. В. Герасименко писал: «Вообще на крестьянский быт анархисты имели очень мало влияния»4. Анархисты осуждали Советскую власть, а крестьяне стояли за власть Советов. Поэтому Махно, поступившись анархистскими принципами, не решился сразу порвать с Советской властью и определенное время сотрудничал с ней.

Вожаки анархистских повстанческих отрядов, выступившие под лозунгом Советской власти, вкладывали в нее иное содержание. Они рассматривали Советы как органы местного самоуправления, независимые от центральной власти. Именно эти идеи пришлись по вкусу кулацким верхам деревни. Не случайно в районах расположения армии Махно кулацкие хозяйства составляли свыше 20%   всех дворов5.  Кулаки  являлись  злейшими врагами диктатуры пролетариата и были экономически сильны и хорошо вооружены. Они пополняли махновские отряды, снабжали их продовольствием, да вали лошадей, доставляли фураж. Используя анархистскую идею «вольных Советов», кулачество стремилось сохранить свое господствующее положение в украинской деревне.

На Украине, как и во многих районах страны, существовали и другие мелкобуржуазные партии, которые поддерживали кулаки. Но анархисты привлекли особое внимание кулачества Украины тем, что создали собственные вооруженные силы, которые могли быть использованы в борьбе за его, кулачества, власть на селе. Политическое лицо махновского движения и определило кулачество. По своей сущности оно было движением кулацких верхов украинской деревни.

После событий весны 1918 г. (разгром отрядами ВЧК анархо-банд)   идеологи украинского анархизма продолжали  эволюционировать  в  сторону контрреволюции.  В ноябре 1918 г. в Курске состоялась первая конференция конфедерации  «Набат»,  которая,  как известно,, выска-Залась против строительства государства рабочего класса. В декларации, написанной В. Волиным (В. М. Эйхенбаумом)   и принятой    конференцией,    говорилось,    что «анархист должен постоянно и упорно  агитировать за создание, вместо нынешних совдепов, истинных советов рабочих  и  крестьянских  организаций,   беспартийных  и безвластных...».   Развивая   эти   положения   декларации курской конференции, съезд «Набата» в Елисаветграде (апрель   1919 г.) провозгласил: «Никаких компромиссов с Советской властью!» — й высказался «окончательно и категорически против вхождения» анархистов в Советы'. Уповая на повстанчество, анархисты Украины на курской конференции и елисаветградском съезде не    касались, однако, вопроса об установлении связи с махнов-ским движением. Махно же звал их к себе, с тем чтобы они  развернули  в  его  армии  пропаганду анархистских идей. По свидетельству американской анархистки Эммы Гольдман, побывавшей у «батьки», он приглашал: «Присоединяйтесь ко  мне,  и  мы  сумеем  подготовить условия для действительных анархистских экспериментов»2.

Вопрос об «анархистских экспериментах» косвенно был поставлен набатовцами на курской конференции. Тогда В. Волин теоретически обосновывал тезис о «третьей революции», которая по замыслам ее теоретиков должна была привести к свержению Советской власти, диктатуры пролетариата и положить начало строительству анархистского, безвластного общества. На елиса-ветградском съезде эти идеи получили дальнейшее развитие. В резолюции съезда говорилось, что «наступает давно предвиденный анархистами момент» для совершения «третьей революции» '. Этот курс, взятый украинскими анархистами, как и другие решения курской конференции «Набата», поддержали и русские анархисты. Вторая конференция анархистов-синдикалистов России, состоявшаяся вслед за конференцией «Набата», одобрила основные положения декларации «набатовцев»2.

К махновцам потянулись анархисты из Харькова, Киева, Москвы, Петрограда, Иваново-Вознесенска и других городов3. Среди них были такие видные анархисты, как П. Аршинов, В. Волин, М. Мрачный, А. Барон (Полевой), К. Ковалевич. К Махно стекались анархисты, которые уже перешли или переходили на антисоветские позиции. И это было не случайно — «батько» и его окружение перерождались в ярых противников Советской власти.

12345[6]789101112131415161718192021222324
Оглавление