РАЗОБЛАЧЕНИЕ БОЛЬШЕВИКАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АНАРХИСТОВ

В связи с переходом к политике военного коммунизма торговля фактически была сведена на нет. Противопоставляя свою политику политике большевиков, анархисты теперь берут под свою защиту мешочников, спекулянтов — они  отстаивают  «свободную    торговлю».

В период военного коммунизма лозунг «свободы торговли» был выдвинут контрреволюционной буржуазной партией кадетов. Анархистские лидеры знали об этом. А. Атабекян признавал, что в этом вопросе политика анархистов и кадетов совпадает3. Добиваясь «свободы торговли», кадеты стремились мобилизовать мелкобуржуазную массу на борьбу против диктатуры пролетариата. Такую же цель преследовали и анархисты. Коммунистическая партия разоблачала эту политику как контрреволюционную. В той обстановке свобода торговать означала свободу для богатых крестьян, кулаков, спекулировать хлебом, наживаться на голоде рабочих и беднейших крестьян. «...При недостатке продуктов бешеная спекуляция порождается при всяком шаге в сторону так называемой свободной торговли»,— говорил В. И. Ленин. Вождь трудящихся призывал рабочих и трудящихся крестьян думать и действовать не в одиночку, не вразброд, а вместе, сообща.

С переходом к нэпу анархисты вновь меняют позицию: они выступают против «свободной торговли», против обмена как способа удовлетворения потребностей. Г. Аскаров, например, толковал свободу торговли как полную свободу капиталистической эксплуатации рабочих, не желая понять и признать значение регулирующей роли пролетарского государства на рынке. Он, как и многие другие его единомышленники, видел неизбежный провал социалистического строительства (сначала, дескать, торговый, а потом промышленный капитал удушит социалистические элементы в народном хозяйстве) и пророчествовал: «С восстановлением капитализма в России неизбежно должен произойти крах (в тексте: «привести к краху».— С. К.) не только наших Октябрьских завоеваний, но и большевистского государства».

По существу анархисты вернулись на свою прежнюю позицию, отрицающую необходимость использования торговли в целях строительства социализма. А разговоры об опасности реставрации капитализма в связи с разрешением свободы торговли были лишь маскировкой. Ленинская партия, идя на использование товарно-денежных отношений, сознавала, что, пока существуют мелкие хозяйства, основанные на частной собственности на средства производства, неизбежен некоторый рост капиталистических элементов. Но, говорил В. И. Ленин, этого не следует бояться, ибо политическая власть в стране принадлежит рабочему классу, а ключевые позиции в народном хозяйстве находятся в руках Советского государства. Важно было укрепить экономический союз рабочего класса и крестьянства, используя такой рычаг, как торговля, и дать стимул, толчок подъему производства, вызвать материальную заинтересованность рабочих и крестьян в повышении производительности труда.

Одним из важнейших условий развития торговли является налаженное денежное обращение. Принимаемые партией меры по овладению кредитной системой и денежным обращением, направленные на нормализацию денежных расчетов2, встретили яростное сопротивление буржуазии. Осуждали политику партии в этой области и анархисты. Предлагая уничтожить торговлю, они заявляли, что надо немедленно ликвидировать и денежные знаки3.  «На что нам деньги нужны? — спрашивал анархист—коммунист И. Блейхман.— Нам деньги не нужны. Весь Петроград в руках рабочих, квартиры, все магазины белья, все фабрики, заводы, ткани, все магазины продуктовые —все в руках общественных организаций. Рабочий класс не нуждается в деньгах»'. Газета Московской федерации анархистов даже опубликовала декрет, один из пунктов которого гласил: «Все денежные знаки теряют всякое значение» 2. В начале мая 1918 г. в Ростове-на-Дону в момент, когда к городу подходили немецкие войска и отряды белогвардейцев, анархисты на городской площади сжигали акции, облигации, различные ценные бумаги, изъятые из банков3. Они думали великое дело совершают: капитал уничтожают.

Эти настроения всячески поддерживали печатные органы анархистов. Так, орган московских анархистов, расписывая программу социализации как благо для рабочих, доказывал, что на социализированных предприятиях предполагается возврат к натуральному хозяйству. Анархисты ратовали за установление непосредственного обмена промышленных товаров на сельскохозяйственные. Лев Черный писал: «Каждый индивид, владеющий орудиями и средствами производства, необходимыми для добычи себе пищи, равной долей земли, может, не делясь ни с рабом, ни с господином, меняться по своей воле своею неприкосновенностью на эквивалентную прикосновенность с кем угодно и в каких угодно размерах»

12345678910111213141516171819202122232425262728[29]30313233343536373839
Оглавление