4. Организация обмена предполагалась между индивидуумами, владеющими средствами 'Производства, т. е. частными собственниками; обмен должен был осуществляться на эквивалентных началах, что на человеческом языке означает торговлю без денег, т. е. торговлю в более примитивных формах.
Среди анархистов имелась довольно значительная группа «трезвых практиков» (как правило, из числа уголовных элементов), которые иначе смотрели на денежный вопрос. Невзирая на многочисленные выступления анархистских теоретиков за отмену денег, они совершили довольно много «подвигов» во имя получения «золотого тельца». В 1918 г. анархисты ограбили несколько банков в Москве, кассу рабочего кооператива й кассу Патронного завода в Туле, похитив у рабочих свыше 4 млн. руб.1 26 августа 1918 г. в Чите отряд анархистов во главе с неким Пережопшым «штурмовал» отделение государственого банка. Захватив золото, отряд бежал на восток. На станции Куэига грабители рубили слитки золота топорами, деля их между собой. Потом ворвались в Благовещенск и пытались установить там свои «коммунистические порядки». Пьянствовали, дебоширили, реквизировали все, что попадало под руки. Пытались повторить историю с ограблением банка, но затея не удалась2.
На этот преступный путь скатились даже некоторые «идейные» анархисты. Например, московские анархисты вступили в союз с бандитами и вором-рецидивистом. Подпольная группа анархо-бандитов во главе с Львом Черным в августе 1921 г. совершила несколько вооруженных налетов с целью ограбления касс советских учреждений, но была выловлена чекистами. Следствие по делу показало, что анархо-грабители намеревались начать изготовление фальшивых денег. «Идейные» анархисты докатились до фальшивомонетчиков. У Льва Черного были изъяты литографские камни, краски и экспедиционная бумага3. На путь прямого союза с ворами-рецидивистами встала подпольная группа «Безвла-стье» во главе с Ю. Кизлярским в Петрограде. Она не гнушалась ни убийством граждан с целью ограбления, ни расхищением вещей из захоронений.
В погоне за золотом анархисты не только «чистили» сейфы банков, кассы кооперативов и государственных предприятий, но совершали и спекулятивные махинации. В марте 1918 г. группа анархистов-коммунистов во главе с Горбовым (член ВЦИК от черемховских рабочих) и Григорьевым реквизировала в Москве со складов общества «Кавказ и Меркурий» 359 посылок с опиумом, приготовленным для уничтожения. 200 посылок при посредстве комиссионера Маркевича анархисты продали спекулянту Журинскому за 100 тыс. руб. За участие в торговле наркотиками Горбов был исключен из состава ВЦИК и привлечен к уголовной ответственности.
Итак, на практике значительная часть анархистов не только не отказывалась от денег, а прилагала все усилия к тому, чтобы как можно больше забрать их в свои руки. Анархистская «теория» и практика и здесь вступали в противоречие.
После перехода к нэпу, когда был взят курс на развитие торговли, возникла необходимость наладить денежное обращение. Советское правительство приняло ряд мер, с тем чтобы укрепить рубль, повысить его покупательную способность, сделать его устойчивым. Все это оказало воздействие на производство не только в частном, но и в государственном, социалистическом секторе народного хозяйства.
Анархисты разных течений толковали переход к новой экономической политике как крах всей прежней политики большевиков. Синдикалист Н. Лебедев в предисловии к брошюре Э. Пуже «Основы синдикализма» писал, что нэп есть «поворот от социализма к капитализму— государственному или частному». Анархисты, как и меньшевики с эсерами, обвиняли большевиков в отступлении к капитализму. Говоря о различных формах проявления мелкобуржуазных шатаний, трусости и паникерства филистеров от реформизма и филистеров от революционаризма перед трудностями социалистического строительства, В. И. Ленин писал: «Ну, как же тут не струсить? Особенно таким героям, как меньшевики и эсеры, как рыцари II7г Интернационала, как беспомощные анархисты, как л любители «левой» фразы. «Большевики поворачивают к капитализму, конец большевикам, революция и у них тоже не вышла за рамки буржуазной революции». Этих воплей слышим мы довольно.
Но мы уже к ним привыкли.
Опасности мы не преуменьшаем. Мы глядим ей прямо в лицо. Мы говорим рабочим и крестьянам: опасность велика — больше сплоченности, выдержки, хладнокровия, выкидывайте с презрением вон меньшевиствующих, эсерствующих, паникеров и крикунов.