представителей национализируемых предприятий он писал, что желательно было бы одобрить или посредством резолюции узаконить «внутренний распорядок по типу брянских
правил в интересах создания строгой трудовой дисциплины» '.
Едва ли не решающую роль в наведении строжайшего порядка, в превращении коллективного труда в слаженный процесс играла воля руководителя. Введение единоначалия на социалистических предприятиях являлось объективной необходимостью, обусловленной природой крупного производства, техническими, экономическими и историческими условиями периода перехода от капитализма к коммунизму. В работе «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин указывал, что всякая крупная индустрия, составляющая материальный, производственный источник и фундамент социализма, требует безусловного и строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен, тысяч и десятков тысяч людей. Это единство может создаваться подчинением воли тысяч воле одного, воле руководителя 2.
/В. И. Ленин рассматривал установление пролетарской дисциплины как один из центральных вопросов строительства социализма. Выступая на заседании В'ЦИК 29 апреля 1918 г. с докладом об очередных задачах Советской власти, он говорил: «Теперь, когда мы впервые вошли в сердцевину хода революции, речь идет о том, победит ли пролетарская дисциплина и организованность, или же победит стихия мелкобуржуазных собственников...» 3
Против ленинских установок на заседании выступили меньшевики, эсеры, «левые коммунисты» и анархисты. В вопросе о дисциплине и организованности анархисты склонялись к «левым коммунистам». А. Ге заявил: «...нам говорят, задача социалистического правительства заключается в том, чтобы восстановить дисциплину труда, и возражают левому течению коммунистов, которое возражало против этого предложения, и забывают указать, что как левые коммунисты, так и мы никогда ничего не имеем против дисциплины труда, но левые коммунисты именно говорят, что они не желают дисциплины труда в связи с восстановлением руководства капиталистов; ведь дисциплина труда в Связи с руководством капиталистов означает шаг назад от социальной революции к чисто буржуазной, к чисто буржуазному демократическому строю, к которому нас теперь хотят повернуть»1.
Итак, основной довод анархистов и их союзников против введения новой трудовой дисциплины сводился к тому, что они рассматривали этот акт как шаг назад, к капитализму. Но ведь оставалась незыблемой диктатура пролетариата в политической и экономической жизни, безраздельно сохранялась в руках рабочего класса политическая власть, в руках государства пролетарской диктатуры были командные высоты в народном хозяйстве. Бывшие капиталисты и буржуазные специалисты, назначенные на посты управляющих предприятиями, превратились в служащих Советского государства и могли быть отстранены от занимаемых постов в любой момент, лишь только откажутся выполнять волю рабочего класса, ставшего господствующим.
В словах А. Ге о том, что анархисты ничего «не имеют против дисциплины труда», обнаруживаем присущее анархистам колебание между противоположными точками зрения на этот счет. Ратуя за свободу личности, возражая против подавления ее воли, анархисты считали возможным заставить людей трудиться под дулом винтовки. <«С саботажниками не надо разговаривать так, как разговаривают большевики, — бравировал А. Ге. — Мы посмотрим, как они будут саботажничать, когда мы, взяв производство в свои руки, коленкой наступим ему на грудь, когда мы приставим к нему винтовку и скажем: «хочешь работать, как раньше, хочешь вернуть свои знания, которые ты получил на народные деньги, а если не хочешь, так прощайся с жизнью», и тогда посмотрели бы, как он стал саботажничать» 2.
|В. И. Ленин решительно осудил подобную позицию анархистов, считал ее недопустимой. «Ведь это полная нелепость и непонимание того, к чему винтовка служит,—говорил он. — После этого можно подумать, что винтовка — плохая вещь, если не плохая вещь голова анархиста Ге. Винтовка очень хорошая вещь, когда нужно было капиталиста, ведущего против нас
войну, расстреливать, когда нужно было поймать на воровстве воров и расстреливать»'. В условиях диктатуры пролетариата основным средством внедрения новой дисциплины труда, убеждал Ленин, должна стать воспитательная работа в массах, в том числе и среди старых, буржуазных специалистов.